На конец 2001 года в мире проживало 40 миллионов человек, зараженных вирусом СПИДа (HIV), из них 15 миллионов - дети до 15 лет. За время эпидемии от СПИДа умерло 23 миллиона людей. Таким образом, HIV вышел на первое место среди самых "смертоносных" болезней, свергнув с трона бубонную чуму. В России HIV распространяется очень быстро, в основном благодаря наркомании, и предположительно охватит 2% взрослого населения к 2005 году.
Ниже я постараюсь в очень простых терминах объяснить, что такое HIV, как он вызывает СПИД и почему из 60 с лишним миллионов зараженных людей до сих пор не был вылечен даже один. Вам не понадобится ни знание вирусологии, ни даже школьного курса биологии. Умение читать - вот и все, что требуется. Как я это сделаю? Очень просто, я прибегну к аналогии.
Итак, представим себе, что некая страна (пусть даже Россия) - это человеческий организм, а люди - отдельные клетки этого организма. Начало нашей истории происходит на границе. Доблестные пограничники (клетки-макрофаги) зорко следят за тем, чтобы никакая гадость не пробралась в нашу прекрасную страну. Все идет прекрасно до тех пор, пока в один солнечный денек (или темной ночкой - это уж кому как больше нравится) через границу не перелетает очень даже подозрительный листок бумаги (вирион HIV). Откуда он взялся - мы сейчас обсуждать не будем (впрочем, я думаю, вы догадываетесь). Зоркий пограничник Вова поднимает этот листок бумажки и внимательно читает, что на нем написано. Но вот беда! Оказывается, листок - это прокламация какой-то жуткой секты, и написана она так убедительно и вдохновляюще, что Вова моментально становится ее адептом. Произошла первичная инфекция. :-(
Секта эта не совсем обычна с общечеловеческой точки зрения. Обращенные в нее бросают свою работу и все свободное время проводят печатая подобные прокламации и разбрасывая их по улицам, наклеивая на стены автобусных остановок и в прочих местах большого скопления народа. Как ни странно, на большинство населения эти листовки не оказывают никакого влияния. Зато пограничников они косят со страшной силой. И не удивительно. Скажу вам по секрету - они были написаны с учетом всех тонкостей психологии человека, исполняющего свой пограничный долг перед Родиной.
Следующая серия нашей трагедии происходит в крупных городах (лимфоидные узлы), куда многие пограничники прибывают на поправку сил и здоровья. Они и там продолжают раскидывать свои листовки, однако, как я уже упоминал, на обычный (непограничный) люд они большого влияния не оказывают. За исключением небольшого процента милиционеров (Т-клетки). В конце концов случается так, что одну из этих листовок прочитывает один такой легко внушаемый милиционер, и идеи секты прочно внедряются в его голову. Он, как и пограничники до него, начинает печатать листовки, однако он слегка изменяет их содержание, так что на пограничников эти листовки больше не действуют, зато милиционеры на них теперь западают почти все. Начинается эпидемия среди милиционеров.
Надо сказать, что ментов в нашем государстве - великое множество, поэтому секта эта распространяется со сверхсветовой скоростью. Количество листовок растет соответственно. Если пересчитать реальные цифры так, чтобы они соответствовали нашей аналогии, то в этот период на каждый квадратный километр России может приходиться 1.000-10.000 листовок. Понятно, что никакие дворники с такой кучей мусора не справятся. Да и на зараженных ментах производство такого количества листовок сказывается неблаготворно - большинство умирают от усталости и истощения в течение считанных дней, самые крепкие держатся месяц-другой.
Государство не может жить без милиции, поэтому срочно вербуются новые милиционеры. Тут мы должны допустить, что милиционеры - народ темный, газет не читают, телевизоры не смотрят, да и к начальству не слишком-то прислушиваются. Насколько это допущение далеко от правды - судить вам, однако вновь поступающие милиционеры ничего о страшной секте не слышали и так и продолжают подбирать и читать коварные листовки. Количество последних тем не менее слегка уменьшается, в связи с тем, что большая часть зараженных милиционеров уже умерла (и листовки больше не производит), а также потому, что дворники постепенно выметают валяющиеся листовки с улиц.
Наступает некоторое равновесие между вновь поступающими милиционерами и милиционерами, уходящими в секту. Количество листовок на улицах в этот период варьируется от 0,01 до 1 на кв. километр. Такое равновесие может длиться месяцами, годами, а то и десятилетиями (в редких случаях). В некоторых случаях за это время секта умудряется проникнуть в правительственные учреждения (мозг), однако не распространяется там широко.
Однако постепенно страна начинает сдавать позиции. Все добровольцы, желающие пойти в менты, уже там, а новых все нет. Количество милиции на улицах снижается до критического уровня. В стране начинает царить анархия, и всякие уголовные элементы (оппортунистские инфекции) берут власть в стране в свои руки. Такое состояние и называется СПИДом. Если в этот процесс не вмешиваться, то смерть наступает очень быстро. Так обстоит дело в Африке, где большинство населения не имеет возможности купить лекарства.
Теперь о том, как HIV-инфекцию лечат. А кстати, как бы вы поступили? Вылавливать всех ментов и смотреть, не печатают ли они листовки, - неэффективно, так как занимает слишком много времени. Собирать листовки - еще бесполезнее. Ну так вот, оказывается, что секта каким-то образом влияет на мозг зараженного так, что он не печатает листовки на принтере, как поступил бы любой другой нормальный человек, а набивает их вручную на печатной машинке (процесс обратной транскрипции). Это странное свойство секты и используется для терапии. На рынок выбрасывается огромное количество специально обработанной бумаги (нуклеотид-аналоги). Эту бумагу можно почти без проблем использовать в принтерах, но при печати на печатной машинке буквы получаются размытые и неразборчивые. Таким образом, большинство листовок выходят нечитаемыми.
Такая тактика работает на удивление хорошо. Листовок становится не найти, ментов на улицах - как раньше, сектантов почти нет. Проблема заключается в том, что многие из сектантов отличаются умом и сообразительностью, а потому быстро выясняют, как можно обработать такую "попорченную" бумагу, для того чтобы ее вновь можно было использовать в печатных машинках. Инструкции вписываются в листовки - и эпидемия продолжается. На этом этапе приходится прибегать к следующему ухищрению. Например, попортить чернила, используемые в пишущих машинках, или испортить бумагу каким-то новым способом. На данный момент существует 18 одобренных способов (лекарств) борьбы с сектантами. Наилучших результатов можно добиться, используя разные комбинации из 3-4 лекарств.
И теперь самое интересное. Если у нас есть 18 разных лекарств против HIV, то почему же до сих пор не было вылечено ни одного человека? Вернемся к нашей аналогии. Представьте себе, что в редких случаях происходит так, что милиционер, прочитавший листовку, не обращается в секту, а живет как любой другой нормальный человек (латентная инфекция). Однако лет через N-цать что-то щелкает у него в голове - и он садится за печатную машинку. Обнаружить таких людей просто невозможно. Как говорилось в "Голом пистолете": "Идеальный агент - это человек, который не знает, что он агент".
Казалось бы, решение простое - надо выпускать "порченую" бумагу в течение многих лет, до тех пор, пока все поколение, которое застало первичную инфекцию, не умрет. Но есть проблемы. Во-первых, "порченая" бумага при разложении выделяет ядовитый газ. Во-вторых, некоторые принтеры не могут с ней справиться и нужные стране документы тоже выходят нечитаемыми. В-третьих, ее производство стоит довольно дорого. Но и это не самое страшное. Ведь лучше уж какое-то время помучиться, чем позволить инфекции опять выйти из-под контроля. Самое страшное заключается в том (и тут мы должны отойти от нашей аналогии, так как аналогов таких не имеется), что в стране есть такие люди-милиционеры, что живут практически вечно (Т-клетки памяти). Да-да, они практически живут тысячелетиями (десятилетиями, если мы говорим о клетках). И самое ужасное то, что многие из них оказываются такими вот латентными носителями сектантских идей.
Вот теперь вам должно быть ясно, почему от HIV вылечить человека практически невозможно. Даже после двадцати-тридцати лет терапии всегда находится такая латентно-инфицированная клетка, которая вдруг начинает производить вирус. Вполне возможно, что у зараженного человека никогда не разовьется СПИД, и таких случаев весьма немало. Средняя продолжительность жизни HIV-инфицированного человека существенно выросла в последнее время, особенно в развитых странах, однако ни один человек еще не был полностью избавлен от вируса. Так что если вы в какой-нибудь газете в очередной раз увидите статью типа "Найдено лекарство от СПИДа!", отнеситесь к ней с сомнением. 99.999 шансов из ста, что вы будете правы. На данный момент человечество находится очень и очень далеко от технологий, которые позволили бы уничтожить латентно-инфицированные HIV Т-клетки памяти, и никакого прорыва не ожидается. Мы можем надеяться только на разработку дополнительных вирус-подавляющих лекарств ("порченая" бумага). И еще молиться, чтобы вирус не очень быстро находил способ обходить наши лекарства стороной.
Последнее примечание. В Африке сейчас проживают миллионы людей с нарушенной иммунной системой. Проживают рядом со здоровыми людьми. Не углубляясь в теорию, отмечу, что это идеальная ситуация для возникновения новых болезней. Обычный вирус простуды, просуществовав в таких условиях достаточное время, может породить новую смертельную быстро распространяющуюся разновидность. И тогда в гонке за звание "Самой смертоносной болезни" появится новый лидер. HIV - чума двадцатого века. То ли еще будет в двадцать первом...